|
Для просмотра и распечатки нот необходим:Adobe Acrobat Reader
название | размер (Кб) |
страниц |
|
| 542 | 4 | |
---|
| | | |
---|
Прокофьев Сергей Сергеевич
(23.04.1891 - 05.03.1953)
Родился в селе Сонцовка, ныне село Красное Донецкой области. Народный артист РСФСР (1947). В 1909 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, в 1914 по классу фортепиано. Ученик А. К. Лядова (композиция),Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), Н. Н. Черепнина (дирижирование), А. Н. Есиповой (фортепиано). С 1918 по 1936 жил за рубежом (преимущественно во Франции), трижды посещал Советский Союз с гастрольными поездками, сотрудничая с театрами и киностудиями. Окончательно возвратился в СССР в 1936. Один из наиболее выдающихся композиторов России 20 в., Прокофьев создал значит. произв. во всех жанрах муз. творчества: вокальном, симфоическом, камерно-инструментальном, писал музыку к кинофильмам и театр, постановкам. Ведущая роль в его наследии принадлежит опере и балету. Балетное творчество Прокофьева в период до 1930-х гг. в основном связано с деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С. П. Дягилева Прокофьев работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С. М. Городецким, и хотя первый опыт композитора был отвергнут заказчиком, возникшая на его основе "Скифская сюита" для оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В "Скифской сюите" получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и одновременно очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу. Декоративная красочность музыки сочетается энергией ритмов, брутальной жёсткостью и ослепительным блеском оркестровки, достигающим апогея в картине солнечного восхода. Русская национальная природа творчества Прокофьева ярко проявилась в первом завершённом и поставленном дягилевском балете -"Сказке про шута, семерых шутов перешутившего" по мотивам русских сказок из собр. А. Н. Афанасьеве (1920, 2-я переработанная редакция , сцен. П. Щ Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетмейстер Т.Славинский, художник М. Ф. Ларионов)., Подобно прославленному "Пеструшке" И. Ф. Стравинского, "Сказка про шута..." также вобрала в себя стихию рус. балаганно-скоморошьего представления, переходящего порой гротеск. Но в балете Прокофьева несравненно весомее роль мелодии, пронизанной песенными и танцевальными оборотами в духе рус. лирической "протяжной" песни и буйного пляса.Стремление соприкоснуться с жизнью современной России отразилось в балете "Стальной скок" (1925, сцен. Г. Б. Якулов и П.; 1927, Русский балет Дягилева, балетмейстер Л. Ф. Мясин, худ. Якулов). Критически относясь ко многим проявлениям большевистской диктатуры (о чем свидетельствует дневник, посвященных пребыванию на родине), Прокофьев тем не менее с сочувствием относился к планам индустриального преобразования страны.В замысле балета, в рождении которого решающую роль сыграл художник-конструктивист Якудч отразилось увлечение "музыкой машин", что сочеталось с гротесково-карикатурным изображением как персонажей, представлявших "старую Россию", так примет нового быта. Однако национальная природа дарования Прокофьева по-своему преломилась и в этом балете, что сказалось в диатопическом складе музыки, в отдельных "прорывах" чистой лирики.Этапом в творческом развитии Прокофьева стал балет "Блудный сын", созданиями на основе евангельской притчи (1929, сцен. Б. Кохно, Париж, Русский балет Дягилева, балетмейстер Дж. Баланчин). Сказалось несравненное мастерство Прокофьева в раскрытии психологически сложных душевных движении. Лирическое наклонение преобладает и в балете "На Днепре", созданном по заказу ближайшего сотрудника и единомышленники Дягилева - С. Лифаря (1930. сцен. Лифаря и П. 1932, парижская Опера, балетмейстер Лифарь).Крупнейшие достижения Прокофьева в балетном творчестве связаны с его деятельностью по возвращении па родину. Балет "Ромео и Джульетта"на сюжет трагедии У. Шекспира в эволюции в стал событием мирового значения (1936, сцен. А И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П: 1938, Брно, балетмейстер И. Псота). Во многом исходившее из господствовавших тогда принципов драмбалета, это произведение противостояло идейно-эстетическим установкам, провозглашавшимся сторонниками соц. реализма: взамен прямолинейно-однозначной конфронтации положит, героев и коварных врагов в "Ромео и Джульетте" развернуты глубокие, психологически достоверные, порой противоречивые характеристики персонажей. Апология любви, ставшей выше насилия и раздоров, горячее воззвание к примирению в ту пору, когда в обществе целенаправленно разжигались жестокость и ненависть к свободомыслию, не могли не затруднить вхождение шедевра Прокофьева в репертуар ведущих т-ров страны (балет был поставлен спустя 5 лет после его завершения). И все же постановка балета, осуществлённая Л. М. Лавровским на сцене Театра им. Кирова (1940), стала классической и послужила исходной точкой отсчёта в позднейших интерпретациях творения окофьева.Впечатляющего успеха достиг Прокофьев в балете Золушка на сюжет сказки Ш. Перро (1944, сцен. Н. Д. Волков; 1945, Большой театр, балетмейстер Р. В. Захаров). Романтическая сущность музыки Прокофьева проявилась прежде всего в особой роли возрождённого в те годы увлекающего и одухотворённого вальса. Возвышенная и утончённая лирика оттеняется в балете изящными неоклассическими стилизациями придворных танцев (где особую драматургическую роль играет гавот), а также гротесково-пародийными образами злобной мачехи и сварливых сестёр, в создании которых проявился неподражаемый юмор Прокофьева Последний балет "Сказка о каменном цветке" ("Каменный цветок", 1950, сцен. Лавровский и М. А. Мендельсон-Прокофьева; 1954, Большой театр, балетмейстер Лавровский) также отчётливо проявил национальный склад музыки Прокофьева, его тяготение к эпическому повествованию, яркой жанровости картин народной жизни, традиционному для воспитанника петербургской композиторской школы сочетанию бытового правдоподобия с красочным великолепием фантастических сцен. Возможности, заложенные в этой партитуре, в полной мере были реализованы в пост., осуществлённой Ю.Н. Григоровичем (1957, Театр им. Кирова). С балетным творчеством Прокофьева связана деятельность ряда крупнейших хореографов и артистов-танцовщиков: Мясина, Баланчина. Лифаря, Лавровского, Захарова, Григоровича, Н. И. Бессмертновой, В. В. Васильева, М. М. Габовича, Н. М. Дудинской, А. Н. Ермолаева, Ю. Т. Жданова, И. А. Колпаковой, М. В. Кондратьевой, С. Г. Корсня, О. В. Лепешинской, Е. С. Максимовой, М. М. Плисецкой, М. Т. Семёновой, К. М. Сергеева, Н. Б. Фадеечева и особенно Г. С. Улановой - несравненной Джульетты и Золушки. Сочетание омпозиторских достоинств музыки Прокофьевой - её яркой образности, драматургической логики и чисто танцевальных свойств (энергия ритмов, особая пластичность гибкость и характерность) определило перманентное стремление к её хореографическому воплощению, причём не только музыки балетов, но и много др. произв. (в этом Прокофьев разделил судьбу своего современника Стравинского). Гос. пр. СССР (1943. 1946 - трижды, 1947, 1951). Лен. Пр. (1957, ПОСМ.). На музыку произведений Прокофьева были поставлены балеты (указаны фамилии балетмейстеров): на музыку "Скифской сюиты" для большого симфонического оркестра под названием "Ала и Лоллий" (1915); 1927, Буэнос-Айрес, театр "Колон", Б. Ф. Нижинская; 1966, "Токио-балет", О. Г. Тарасова; 1969, Театр им. Кирова, под назв. "Скифская сюита", Г. Д. Алексидзе; 1988, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, под названием "Скифы", Д. А. Брянцев; на музыку фортепианных циклов "Мимолетности" (1917) и "Сарказмы" (1915), 1920, Москва, Студия свободного балета, Л. И. Лукин; 1922, Москва, Камерный балет, К. Я. Голсйзовский; 1968, Москва, "Молодой балет", под назв. "Мимолетности", Голсйзовский (в 1985 экранизирован на ТВ); 1958, Театр им. Кирова, "Хореографические миниатюры", этюд "Снегурочка", пост. Л. В. Якобсона для Колпаковой; на муз. "Классической симфонии" (1917), 1958, парижская Опера, Лифарь; 1961, Ленингр. Малый театр, К. Ф. Боярский; 1965, МХУ, Лавровский; 1977, ЛХУ, С. В. Вику-лов; на муз. к балету "Трапеция", известную как Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (1924), 1925, Берлин, Русский романтический театр, Б. Г. Романов; 1970, т/о "Экран", телебалет, Н. И. Рыженко; на муз. симфонической сюиты "Поручик Киже", основанной на муз. материале к одноименному фильму (1933), 1942, Бостон, "Балле тиэтр", под назв. "Русский солдат", М. М. Фокин; 1963, Большой театр, под назв. "Подпоручик Киже", Тарасова и Лапаури (экранизирован на ТВ в 1968); на муз. к неосуществленному фильму "Пиковая дама" (1938) и нескольких фортепианных симфонической сказки "Петя и волк" (1936), 1940, Нью-Йорк, "Балле тиэтр", А. Р. Больм; 1959, Большой театр, А. А. Варламов;1984, Оперная студия при Ленингр. коне., М. Тлеубаев; на музыку к неосуществленно спектаклю "Борис Годунов" в Театре им. Вс. Мейерхольда (1936), 1975, Пермский театр, под назв. "Царь Борис", Боярчиков, муз. ред. Н. А. Мартынова; 1978, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Царь Борис", балетмейстер тот же; на муз. кантаты "Александр Невский" (1939); 1969, Т-р им. Кирова, О. М. Виноградов; 1978, Саратовский театр, АН. А. Дементьев; 1985, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Г. А. Майоров; на музыку к фильму "Иван Грозный" (1942), 1975, Большой театр, Ю. Н. Григорович, муз. ред. М. И. Чулаки (экранизированное в кино в 1978 под назв. "Грозный век"); на муз. 7-й симфонии (1952), 1961, Пермский театр, М. М. Газиев; 1976, Якутский муз. театр, Б. Ш. Халиулов; "Антоний и Клеопатра", на муз. симфонической сюиты "Египетские ночи" (1934), 1983, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, С. В. Воскресенская.
Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.370
Заработок для web-мастеров!
|
www.smssoft.biz регистрируете в системе свой номер телефона, отмечаете сферы своих интересов, вам приходят смс с рекламой-получаете 1,5-2,5 рублей/смс присоединяйтесь
|
|
|
|